9 июля 2021 1048

Реестр недобросовестных поставщиков по 223‑ФЗ и 44‑ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков по 223‑ФЗ и 44‑ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков – регулируется статьей 104. Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) - обособленный список компаний, уклонившихся от заключения государственного контракта или принудительно лишенных права на исполнение обязанностей по действующему соглашению. Выносить решение о прекращении взаимоотношений в рамках государственного контракта уполномочены судебные органы. Инициатива разрыва соглашения может исходить и от заказчика, неудовлетворенного работой контрагента.

РНП является весьма эффективным инструментом для контроля выполнения поставщиком своих обязательств в рамках согласованного закупочного процесса. Одна из ключевых функций реестра - мотивация исполнителей на выполнение обязательств без нарушения сроков и основных положений государственного контракта.

Реестр является удобной информационной системой. Для заключения договора с контрагентом, на основании реестра, можно узнать информацию о его добросовестности, и избежать проблем в будущем. Так зачастую налоговые органы обращают внимание на деятельность фирмы с недобросовестными контрагентами, при работе с такими контрагентами возможны блокировки расчетных счетов организации, что приводит к фактически приостановлению полноценной деятельности организации. Реестр удобен не только для заключения контракта в сфере госзакупок, но и в обычном деловом обороте.

В каких случаях предпринимателю грозит включение в "черный список" и как этого избежать?

Ответственность за контроль и корректировку РНП возложена на аппарат ФАС РФ. Сотрудники ведомства в своей работе руководствуются Правилами ведения РНП, сформированными постановлением российского Правительства 30.03.2021.

Ведение РНП осуществляется с помощью электронного документооборота. Актуальная версия реестра выложена на интернет-портале ЕИС. Доступ к РНП бесплатный, поэтому поставщики широко пользуются своим правом проверить будущих контрагентов. Недобросовестные поставщики, нарушившие 44-ФЗ и 223-ФЗ, заносятся в списки сроком на двадцать четыре месяца. По истечении 2-х лет сведения из РНП удаляются автоматически.

Основания для включения в РНП

Угодить в РНП поставщик рискует на всех стадиях работы по договору государственного контракта: начиная с момента первого взаимодействия с госзаказчиком и заканчивая отсутствием согласия на подписание заключения о результате работы. Менеджменту компаний и предпринимателям необходимо точно знать критерии, по которым поставщик может получить "красную карточку" из ФАС. Попасть в РНП гораздо проще, чем добиться исключения из него, даже если повод включения в реестр сомнительный.

Основные причины включения в РНП

Умышленное уклонение поставщика от визирования госконтракта. После подтвержденной победы в тендере, у поставщика остается пять дней на визирование контракта и отправки его в сторону заказчика. Если госзаказчик не получит в установленный срок подписанный по всем правилам документ, то имеет законное основание подать жалобу на поставщика в отделение ФАС.

  1. Не своевременное предоставление или полное отсутствие обеспечения или действующей выписки из ЕГРЮЛ.
  2. Расторжение судом договора по исковому заявлению заказчика. У заказчика существует широкий перечень поводов обратиться в суд: от пропуска сроков выполнения договора до ошибки в поставке. У поставщика остается шанс доказать свою невиновность в нарушении условий договора через подачу апелляционной жалобы или обращении напрямую в ФАС.
  3. Обоснованный отказ госзаказчика принимать работу исполнителя из-за существенного нарушения мельчайших условий договора. Существенными признаются обстоятельства, при которых госзаказчик получает иной результат, чем указанный в предмете договора.
  4. В том случае, если госконтракт расторгается по обоюдной договоренности, информация о госпоставщике в РНП не направляется.

Процедура включения в РНП

Для внесения поставщика в РНП заказчику необходимо обращаться в ФАС. Конкретное отделение ФАС, в которое подается заявление, зависит от региона нахождения объекта госконтракта. Исключение составляют госконтракты, сумма которых превышает миллиард рублей. В таком случае заявление необходимо адресовать непосредственно в центральный аппарат ФАС.

По действующему законодательству заявление направляется в письменной форме. Только с весны 2022 года госзаказчик имеет право на обращение по каналам электронного документооборота.

Заказчику установлены строгие рамки для подачи заявления на включение поставщика в РНП. Заявление будет оставлено без рассмотрения, если с момента расторжения договора прошло более трех дней. После принятия заявления, у отделения ФАС есть 5 рабочих дней для проверочных мероприятий в отношении изложенных в нем фактов. Затем принимается решение о внесении в РНП и его исполнение в трехдневный срок. У поставщика есть право оспорить решение ФАС.

Данный алгоритм принятия решения действителен для ФЗ-44 и ФЗ-223.

Как обжаловать внесение в РНП

В некоторых случаях сотрудники ФАС могут совершить оплошность и неправильно трактовать те или иные факты. В этом случае у поставщика есть право высказать свои претензии по неправомерному включению в реестр. Ему достаточно написать заявление и перечислить неверно истолкованные факты, подкрепив их доказательствами.

Заявление в Арбитражный суд госпоставщик может отправить в течение 3 месяцев с момента вынесения решения отделением ФАС.

Как не попасть в Реестр

Хотя существуют объективные условия, против которых сложно принять своевременные меры, поставщик обязан свести к минимуму ошибки, связанные с человеческим фактором. Среди наиболее часто встречающихся причин признания компании недобросовестной выделяются:

- просроченный сертификат ЭЦП;

- предоставление банковской гарантии в нарушение инструкций Минфина;

- отсутствие контроля за соблюдением сроков выполнения важных юридических действий.

Зачисление в реестр недобросовестных поставщиков существенно осложняет работу компании и наносит сильный удар по репутации. Менеджменту поставщика следует строго контролировать работу с госконтрактами, чтобы избежать неприятностей.

Спасибо за ваш отзыв
Рассказать