12 февраля 2021 1037

Обязательная маркировка товаров

Обязательная маркировка товаров

Обязательная маркировка товаров — норма закона №487 от 31 декабря 2017 года, действующего с начала 2019-го. Его суть в запрете продавать, обменивать и вводить в оборот продукции без присвоения специального кода. Новые правила вступают в силу ступенчато, поэтому многие изменения начинают действовать только с 2021 года.

Что это такое

Товар, подлежащий обязательной маркировке, получает специальный код с зашифрованными о нём сведениями: название, место и дата изготовления, срок годности и прочие. Наличие такого обозначения позволяет проследить движение изделия от завода-изготовителя до человека, купившего его в магазине.

Система работает по следующей цепи:

  1. Завод-изготовитель.
  2. Логистические компании, фиксирующие информацию на каждом из этапов.
  3. Торговая точка, принимающая товар и сканирующая код.
  4. Касса. По факту продажи изделие исключается из оборота.
  5. Покупатель. Получает информацию из мобильного приложения.

Маркировкой отечественной продукции занимается производитель, а иностранного товара — импортирующая компания. Другие участники цепи вносят сведения о нём в систему по мере поступления к новым владельцам. Контроль ведётся до тех пор, пока продукция не попадает к покупателю. Сразу после этого формируется запись о выходе изделия из оборота.

По правилам обязательной маркировки товаров нанесение кода входит в обязанности оптовых / розничных продавцов. Такое возможно, когда продукция была закуплена до вступления в силу нового закона, но не была реализована до введения запрета на его оборот. Маркировать изделие приходится и после возврата конечным покупателем, если данные повреждены.

Маркировочный процесс подразумевает обмен электронной документацией на всех этапах цепи. Завод-изготовитель делает УПД с данными об уникальных кодах и вносит электронную информацию в сеть. Другие субъекты, участвующие в товарообороте, обязаны перейти на такую форму обмена документацией.

Зачем это нужно

Обязательная маркировка товаров с 2021 года и шаги, предпринятые ранее, направлены на защиту потребителей от поддельной или неофициальной продукции. При этом в выгоде остаются все участники процесса.

Государство

Правительство РФ уверено, что принятые меры способствуют вытеснению из оборота контрафакта, что повышает объём качественного товара на рынке. Параллельно появляется возможность контролировать спрос на разные виды продукции.

Расширяя список маркируемых товаров, власть решает важные для государства вопросы:

  • оптимизация налогообложения;
  • повышение безопасности товаров;
  • сокращение «чёрного» и «серого» рынка;
  • обеспечение легальности импорта;
  • вытеснение контрафактной продукции;
  • защита граждан от подделки и т. д.

Потребители

Система обязательной маркировки товаров уже работает и приносит пользу не только государству, но и обычным людям. При совершении покупки человек может отсканировать код с помощью программы и получить подробные сведения об интересующем продукте, а именно когда он создан, и безопасно ли его использовать.

Как результат, покупатель получает:

  • уверенность в покупке качественного товара;
  • возможность защитить права потребителя.

Появление новой технологии позволяет избежать покупки копии дорогой вещи или товара, сделанного в полуподвальном помещении без соблюдения требований СанПиН и других законов.

Производители и продавцы

Новый закон важен и для изготовителей продукции, легально работающих на рынке и выпускающих качественный товар. Им открывается доступ к следующим сведениям:

  • местонахождение продукции;
  • точки продаж;
  • уровень спроса;
  • влияние фактора сезонности и т. д.

На данный момент изготовители видят не все сведения, но со временем проблема будет решена. Но уже имеющихся данных достаточно, чтобы повысить доход, автоматизировать торговлю, уменьшить издержки и получить доступ к полезной информации.

Особенности внедрения закона

На начало 2022 года действует широкий перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. В их число входят шины, лекарства, табачные товары, обувная продукция, шубы, одежда из кожи, блузы, молочные изделия и другое.

Для некоторых изделий ещё действуют исключения. К примеру, до начала апреля 2021-го можно было импортировать и реализовать в РФ в товары без маркировки, относящиеся к парфюмерии и фотографии. Запас времени имеется и для другой продукции, по которой ограничения вступили в силу недавно.

Процесс маркировки продолжается, поэтому в ближайшие годы перечень пополнится.

Подготовка и получение кода

Для следования закону и в обозначении товаров, подлежащих обязательной маркировке, участники рынка должны подготовиться. Процесс проходит в несколько шагов:

  1. Создание усиленной Электронной подписи (далее ЭП) для регистрации в «Честном знаке».
  2. Введение оборота документации в электронной форме. Для этого оформляется договор с любым из операторов электронный документооборот.
  3. Заключение соглашения с компанией, занимающейся вопросами фискальных данных. В их функции будет входить отправка данных о помеченной продукции.
  4. Проверка функции Data Matrix, которая должна быть в онлайн-кассе. При её отсутствии требуется обновление ПО.
  5. Покупка сканера штрихкодов, если его нет.

Для регистрации в системе необходимо сделать следующие шаги:

  1. Пройти регистрацию на портале ЦРПТ с помощью ЭП.
  2. Зарегистрировать предприятие в мониторинговой системе.
  3. Подключить систему электронного оборота.
  4. Купить аппаратуру для работы с маркировочными кодами или оптимизировать уже имеющиеся.
  5. Поставить систему учёта товара и наладить её взаимодействие с профилем в «Честном знаке».
  6. Поменять правила продажи, приёма и возвращения продукции.

Комплекс работ большой и требует основательной и длительной подготовки.

Ответственность и штрафы

Участники рынка обязаны знать наименования товаров для обязательной маркировки. Ответственность по КоАП РФ (ст. 15.12):

Нарушение правил маркирования:

  • лицо при должности — 5-10 тыс. рублей;
  • компания — 50-100 тыс. рублей. с конфискацией.

Отсутствие уникального кода:

  • физлицо — 2-4 тыс. рублей;
  • лицо при должности — 5-10 тыс. рублей;
  • юрлица — 50-300 тыс. рублей.

Изготовление алкоголя / табачной продукции без уникального кода или с нарушением правил:

  • лицо при должности — 10-15 тыс. рублей;
  • юрлица — 100-150 тыс. рублей.

Оборот алкоголя / табачной продукции с нарушением новых правил:

  • физлица — 4-5 тыс. рублей;
  • лица при должности — 10-15 тыс. рублей;
  • юрлица — 200-300 тыс. рублей.

Во всех случаях нарушителя ожидает конфискация товара.

В наиболее сложных случаях возможна уголовная ответственность по УК РФ (ст. 171.1). Это происходит при обороте алкогольной / табачной продукции без маркировки на сумму от 1,5 млн рублей, а для остальной продукции — от 400 тыс. рублей. Нарушителей ожидает штраф до 1 млн рублей или тюрьма на срок до 6 лет.

Спасибо за ваш отзыв
Рассказать