26 февраля 2021 364

Что надо знать про 115-ФЗ

Что надо знать про 115-ФЗ

115 ФЗ о противодействии легализации (отмывания) доходов — закон, действующий с 7 августа 2001 года, направленный на предотвращение получения нелегального дохода и финансирование террористической деятельности. В качестве контролеров выступают банки и Росфинмониторинг, обязанные выявлять и пресекать подозрительные транзакции. Федеральный закон контролирует физлиц, юрлиц и госорганы, выполняющие контролирующие функции по выявлению и предотвращению нарушений.

Выделяется несколько целей легализации:

  • спрятать источник получения дохода;
  • сформировать ощущение законности поступления средств;
  • маскировать субъектов, участвующих в незаконной операции;
  • снизить размер налога или отказаться от его оплаты;
  • получить доступ к деньгам для безопасного применения;
  • использовать нелегальные средства для вложений в законный бизнес.

Какие сделки подлежат контролю

В случае превышения суммы в 600 000 р операция обязательно проверяется. Как правило, такие сделки относятся к одной из следующих категорий:

  • Транзакции с наличными: снятие / зачисление, получение средств по чеку, купля / продажа валюты, обмен банкнот, перевод денег в уставной капитал организации.
  • Операции на счету в банке: открытие вклада на 3-е лицо, зачисление / списание средств юрлица с опытом меньше 3-х месяцев, перевод в зарубежное банковское учреждение на анонима и т. д.
  • Транзакции и сделки с ценными бумагами для клиентов, зарегистрированных в КНДР / Иране. Упомянутые страны не входят в ФАТФ, поэтому такие операции подлежат обязательному контролю.
  • Прочие сделки: выдаче беспроцентных кредитов, оплата страхового возмещения, получение средств с азартных игр, сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн р и прочие.

Согласно ФЗ 115 под контроль подпадают все операции, сумма по которым превышает лимит, а сама сделка попадает под категорию сомнительной. К основным признакам сомнительных операций стоит отнести:

  • нестандартный характер;
  • отсутствие экономического обоснования;
  • оплата «серой» импортной продукции;
  • перевод с безнала в наличные и т. д.

Наибольшее внимание привлекает строительная отрасль и операции с драгметаллами. В большинстве случаев по рекомендации Росфинмониторинга банк требует пояснений по следующим сделкам:

  • Регулярное снятие крупных сумм со счета. От 80% от оборота и более.
  • Расходы, не характерные для клиента.
  • Периодическое зачисление крупных сумм на счет физлица без уплаты налогов с этих средств.
  • Открытие двух и более депозитов на имя организации на сумму от 0,6 млн рублей и более.
  • Зачисление на счет несколько крупных сумм при том, что в последние три месяца больших поступлений не было.

Какие операции не проверяются

Существует ряд сделок, которые вряд ли заинтересуют Росфинмониторинг с позиции контроля клиента банка по 115 ФЗ. К таковым относится:

  • перевод без оформления счета — до 15 т. р;
  • покупка валюты — до 40 т. р. в эквиваленте;
  • приобретение драгоценностей в розницу — до 40 т. р., а с использованием электронных средств — до 100 т. р.

Последние две операции касаются физических лиц. При проведении подобных транзакций блокировка счета по 115 ФЗ практически исключена.

Запрос документов по 115-ФЗ

При выявлении подозрительной операции банки могут потребовать устные и документальные пояснения. Параллельно финансовое учреждение передает в Росфинмониторинг следующие данные:

  • суть и сумма операции;
  • дата проведения;
  • информация об отправителе / получателе.

Во избежание потери лицензии банковское учреждение сразу проводит проверку в расчете на снятие подозрений. Чаще всего финансовые структуры требуют следующие сведения:

  • описание типа деятельности;
  • информирование об источнике получения средств;
  • пояснение схемы работы;
  • сведения о расчетных счетах, которые открыты в других банках;
  • соглашения и первичная документация;
  • данные по сотрудникам и договорам, по которым они работают;
  • информация о собственности;
  • отчеты в ФНС и бухгалтерию.

При этом банк вправе установить срок для сбора и передачи документации или лично выехать для проверки бизнеса. После изучения документов принимается одно из следующих решений:

  • отказать в транзакции и информировать Росфинмониторинг;
  • провести подозрительную операцию, но отправить информацию в упомянутый контролирующий орган;
  • пересмотреть уровень риска клиента.

При повышении степени риска банковское учреждение вправе частично закрыть доступ к карточкам и дистанционным сервисом пользователя. Дополнительном может быть усилен контроль, выражающийся в необходимости предоставления дополнительных документов по каждой сделке.

Как избежать проверок и блокировки по ФЗ №115

Во избежание ответственности по ФЗ 115 важно соблюдать несколько правил, позволяющих снять любые подозрения со стороны банка и Росфинмониторинга. Базовые моменты:

  • Своевременное информирование финансового учреждения об изменениях в адресе, ОКВЭД и других данных.
  • Контроль платежей и их соответствие виду деятельности.
  • Применение корпоративных карт.
  • Проверка адреса регистрации компании или ИП и устранение несоответствий.
  • Подробное заполнение платежных документов.
  • Предоставление документации по запросу банка по первому требованию.
  • Проверка партнеров на факт легальности их деятельности.
  • Своевременная оплата налогов.
  • Ограничение снятия наличности (не более 100 000 р в пределах одного соглашения).
  • Оплата НДФЛ при переводе платы за услуги физическим лицам.
  • Правильное оформление документации с контрагентами.

Также необходимо поддерживать остаток на счете выше 10% от оборота. Это считается позитивным признаком, свидетельствующим о честности компании.

Теги:
Рассказать