Что надо знать про 115-ФЗ
115 ФЗ о противодействии легализации (отмывания) доходов — закон, действующий с 7 августа 2001 года, направленный на предотвращение получения нелегального дохода и финансирование террористической деятельности. В качестве контролеров выступают банки и Росфинмониторинг, обязанные выявлять и пресекать подозрительные транзакции. Федеральный закон контролирует физлиц, юрлиц и госорганы, выполняющие контролирующие функции по выявлению и предотвращению нарушений.
Выделяется несколько целей легализации:
- спрятать источник получения дохода;
- сформировать ощущение законности поступления средств;
- маскировать субъектов, участвующих в незаконной операции;
- снизить размер налога или отказаться от его оплаты;
- получить доступ к деньгам для безопасного применения;
- использовать нелегальные средства для вложений в законный бизнес.
Какие сделки подлежат контролю
В случае превышения суммы в 600 000 р операция обязательно проверяется. Как правило, такие сделки относятся к одной из следующих категорий:
- Транзакции с наличными: снятие / зачисление, получение средств по чеку, купля / продажа валюты, обмен банкнот, перевод денег в уставной капитал организации.
- Операции на счету в банке: открытие вклада на 3-е лицо, зачисление / списание средств юрлица с опытом меньше 3-х месяцев, перевод в зарубежное банковское учреждение на анонима и т. д.
- Транзакции и сделки с ценными бумагами для клиентов, зарегистрированных в КНДР / Иране. Упомянутые страны не входят в ФАТФ, поэтому такие операции подлежат обязательному контролю.
- Прочие сделки: выдаче беспроцентных кредитов, оплата страхового возмещения, получение средств с азартных игр, сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн р и прочие.
Согласно ФЗ 115 под контроль подпадают все операции, сумма по которым превышает лимит, а сама сделка попадает под категорию сомнительной. К основным признакам сомнительных операций стоит отнести:
- нестандартный характер;
- отсутствие экономического обоснования;
- оплата «серой» импортной продукции;
- перевод с безнала в наличные и т. д.
Наибольшее внимание привлекает строительная отрасль и операции с драгметаллами. В большинстве случаев по рекомендации Росфинмониторинга банк требует пояснений по следующим сделкам:
- Регулярное снятие крупных сумм со счета. От 80% от оборота и более.
- Расходы, не характерные для клиента.
- Периодическое зачисление крупных сумм на счет физлица без уплаты налогов с этих средств.
- Открытие двух и более депозитов на имя организации на сумму от 0,6 млн рублей и более.
- Зачисление на счет несколько крупных сумм при том, что в последние три месяца больших поступлений не было.
Какие операции не проверяются
Существует ряд сделок, которые вряд ли заинтересуют Росфинмониторинг с позиции контроля клиента банка по 115 ФЗ. К таковым относится:
- перевод без оформления счета — до 15 т. р;
- покупка валюты — до 40 т. р. в эквиваленте;
- приобретение драгоценностей в розницу — до 40 т. р., а с использованием электронных средств — до 100 т. р.
Последние две операции касаются физических лиц. При проведении подобных транзакций блокировка счета по 115 ФЗ практически исключена.
Запрос документов по 115-ФЗ
При выявлении подозрительной операции банки могут потребовать устные и документальные пояснения. Параллельно финансовое учреждение передает в Росфинмониторинг следующие данные:
- суть и сумма операции;
- дата проведения;
- информация об отправителе / получателе.
Во избежание потери лицензии банковское учреждение сразу проводит проверку в расчете на снятие подозрений. Чаще всего финансовые структуры требуют следующие сведения:
- описание типа деятельности;
- информирование об источнике получения средств;
- пояснение схемы работы;
- сведения о расчетных счетах, которые открыты в других банках;
- соглашения и первичная документация;
- данные по сотрудникам и договорам, по которым они работают;
- информация о собственности;
- отчеты в ФНС и бухгалтерию.
При этом банк вправе установить срок для сбора и передачи документации или лично выехать для проверки бизнеса. После изучения документов принимается одно из следующих решений:
- отказать в транзакции и информировать Росфинмониторинг;
- провести подозрительную операцию, но отправить информацию в упомянутый контролирующий орган;
- пересмотреть уровень риска клиента.
При повышении степени риска банковское учреждение вправе частично закрыть доступ к карточкам и дистанционным сервисом пользователя. Дополнительном может быть усилен контроль, выражающийся в необходимости предоставления дополнительных документов по каждой сделке.
Как избежать проверок и блокировки по ФЗ №115
Во избежание ответственности по ФЗ 115 важно соблюдать несколько правил, позволяющих снять любые подозрения со стороны банка и Росфинмониторинга. Базовые моменты:
- Своевременное информирование финансового учреждения об изменениях в адресе, ОКВЭД и других данных.
- Контроль платежей и их соответствие виду деятельности.
- Применение корпоративных карт.
- Проверка адреса регистрации компании или ИП и устранение несоответствий.
- Подробное заполнение платежных документов.
- Предоставление документации по запросу банка по первому требованию.
- Проверка партнеров на факт легальности их деятельности.
- Своевременная оплата налогов.
- Ограничение снятия наличности (не более 100 000 р в пределах одного соглашения).
- Оплата НДФЛ при переводе платы за услуги физическим лицам.
- Правильное оформление документации с контрагентами.
Также необходимо поддерживать остаток на счете выше 10% от оборота. Это считается позитивным признаком, свидетельствующим о честности компании.
0 комментариев