Москва +7 (499) 519-0384

м.Белорусская, м.Марьино


Санкт-Петербург +7 (812) 677-7243

м.Автово


Заказать звонок




14.05.2015

Проблемы малого бизнеса в России и пути их решения

В 2013 году Россия заняла 92 место в рейтинге Doing Buisiness, что свидетельствует о том, что условия для ведения бизнеса в России оставляют желать лучшего. Отмечается, что потенциал экстенсивного развития господдержки малому бизнесу фактически исчерпал себя: существующих программ льготного кредитования, налоговых льгот и прямой финансовой поддержки хватает (если только не делать шагов назад, подобно введению дополнительной соцнагрузки в форме обязательного страхования от банкротства работодателя в 2013 году), а новые программы не увеличат эффективность функционирования сектора малого бизнеса. Следовательно, по нашему мнению, акцент в дальнейшем развитии данного сектора экономики следует делать именно в направлении интенсивных усовершенствований, направленных на оптимизацию существующих механизмов и процедур. 

Одна из сложностей, отпугивающих потенциальных предпринимателей, – сложность бюрократических процедур, которые необходимо пройти для открытия предприятия малого бизнеса. Следует отметить, что в этом направлении в последние годы был проведен ряд реформ, которые упростили эти процедуры, сократили их число, а, следовательно, и время необходимые для открытия бизнеса. По данным доклада «Ведение бизнеса в России – 2012», среднее количество процедур, необходимых в России для регистрации предприятия, составляет 9, а среднее время их прохождения – 23 дня. По этому параметру Россия в 2012 году находилась на 124 месте в общемировом рейтинге по количеству процедур и на 126 по времени их прохождения. Следует, однако, отметить, что в разных городах России количество и время процедур варьируется, и в первую очередь их количество зависит от особенностей имплементации системы «одного окна» в этих городах. Эта система, призванная сократить количество инстанций, которые необходимо пройти предпринимателю, не всегда позволяет действительно оформить весь пакет необходимых документов в одном месте. В действительности, по такому принципу система работает лишь в Санкт-Петербурге, что позволило городу занять первое место по удобству регистрации бизнеса (7 дней, 17 процедур). Сложности, связанные с регистрацией бизнеса, касаются не только знания механизмов, норм и алгоритмов действий, но также и времени, которое предпринимателю необходимо потратить в очередях в органы, оформляющие документы. Современные информационные технологии позволяют избежать этой проблемы, предоставляя техническую возможность проводить процедуры регистрации дистанционно, при помощи Интернета. Так, в рейтинге стран с наиболее удобными условиями регистрации бизнеса, лидирует Новая Зеландия, которая достигла впечатляющего результата – регистрации предприятия за 15 минут – именно благодаря использованию Интернета. В России в последние годы такие услуги стали оказывать отдельные юридические компании, однако их деятельность зачастую ограничена отдельными регионами, а стоимость услуг высока. Государственные органы, тем не менее, делают отдельные шаги в этой сфере: так, с сентября 2012 года возможна регистрация индивидуального предпринимателя полностью в онлайн-режиме на сайте ФНС. Ещё одним направлением по упрощению регистрации является сокращение количества процедур для предпринимателя, путём изменения бюрократических механизмов и налаживания взаимосвязей между регистрирующими органами без участия предпринимателя, или же путём упразднения отдельных процедур. Здесь важно заметить, что сокращения количества процедур для предпринимателя путём усовершенствования координации между органами не означает сокращения времени осуществления координации из-за невысокой эффективности работы почты. Возможным решением здесь также видится использование информационных технологий и внедрение электронного документооборота и документообмена для ускорения взаимодействия между регистрирующими органами. Таким образом, решение проблемы оптимизации условий регистрации бизнеса видится в следующем. Во-первых, реформы направлены на внедрение и оптимизацию деятельности доказывающих свою эффективность систем «одного окна» в регионах России. Во-вторых, необходимо, на наш взгляд, развивать систему электронной регистрации предприятий через Интернет, путём создания возможности прохождения отдельных процедур (в перспективе – всех) в онлайн-режиме. В-третьих, необходимо проводить реформы в направлении сокращения самого количества процедур и их ускорения за счёт внедрения электронного документообмена между регистрирующими органами. Следует отметить, что мероприятия по применению этих решений проводятся правительством как на национальном, так и на местном уровне.

Уязвимость малого бизнеса перед чиновниками

Ещё одним фактором, осложняющим ведение малого бизнеса в России, является его правовая незащищённость и уязвимость перед чиновниками различных уровней. Так, в интервью РБК Сергей Габестро, член генерального совета «Деловой России», заявил: "У малого и среднего бизнеса в России сегодня нет иммунитета, сравнимого с другими мировыми практиками. Пока каждый чиновник, в том числе из ФАС (Федеральная антимонопольная служба), может преследовать малый и средний бизнес, назначая различное количество штрафов, не всегда обоснованных, развития малого и среднего бизнеса в России не будет". Главной причиной этой ситуации видится сложность и запутанность законодательства, регулирующего деятельность МСБ, которые затрудняют ориентацию предпринимателей в правовом пространстве. Второй причиной представляется буквальная правовая незащищённость бизнесменов, которая создаёт почву для злоупотреблений полномочиями со стороны чиновников. Для преодоления проблемы уязвимости представляется логичным оптимизация законодательства в сфере малого бизнеса с целью придания ему прозрачности. Предприниматель должен совершенно чётко понимать, во-первых, свои права, во-вторых, требования, предъявляемые к нему законодательством. Необходимо повышать правовую грамотность предпринимателей путём проведения открытых семинаров и вебинаров, через создание информационных порталов в Интернете, публикацию информационных статей, в доступной и открытой форме объясняющих предпринимателям правовой аспект их деятельности. Кроме того, необходимо развивать институт бизнес-омбудсменов как на национальном, так и на региональном уровнях, расширяя их полномочия по защите прав предпринимателей.

Риски в правовой сфере

Согласно результатам опроса ВЦИОМ, около 70% россиян не планируют открывать собственное дело. Одна из главных причин уменьшения количества бизнесменов — высокий уровень экономической преступности, сообщил глава ВЦИОМ Валерий Федоров. Кроме того регистрация ооо цена которого велика заставляет новоиспеченного босса трижды подумать, а стоит ли тратиться, может выгоднее работать на "дядю"? Среди прочих причин – нестабильность российской правовой сферы влекущая неопределенность перспектив бизнеса. По результатам исследования, проведённого РБК в начале 2014 года, лишь 3,4% малых предприятий в России живут дольше трёх лет, что является одним из наиболее низких показателей в государствах со схожим числом предпринимателей. Малый бизнес, вследствие высокой уязвимости в совокупности с относительно низкой стоимостью выхода с рынка, наиболее чутко реагирует на законодательные потрясения. Так, ужесточение налоговых мер, связанных с введением обязательной страховки от банкротства работодателя, привело к сокращению субъектов МСБ на 600 тысяч. К сожалению, государственная система поддержки малого бизнеса несбалансированна, а политика правительства в этом направлении подчас непоследовательна. Декларируемые приоритеты и направления деятельности на деле оборачиваются действиями противоположной направленности. В этих условиях возможным решением, стабилизирующим экономику за счёт защиты от юридических рисков, могло бы стать введение в российском законодательстве и применение «дедушкиной оговорки» для российских МСБ. Инструмент, в российском законодательстве используемый для минимизации юридических рисков иностранных инвесторов, может быть полезен и для создания благоприятной правовой среды для российских предпринимателей. Некоторые эксперты отмечают также дисбаланс в государственной системе поддержки бизнеса. Так, вице-президент "ОПОРА России" Николай Николаев констатирует, что российская система поддержки малого предпринимательства не направлена на его рост: "Все программы поддержки бизнеса в основном заточены под малый формат, как только предприятие перерастает его, то сразу лишается почти всех налоговых льгот и преференций. Необходимо поменять подход и стимулировать рост предприятия".


Возврат к списку

Яндекс.Метрика